Презентация Рассказ 5 Классе Русский язык

Презентация Рассказ 5 Классе Русский язык.rar
Закачек 3721
Средняя скорость 7701 Kb/s
Скачать

Презентация Рассказ 5 Классе Русский язык

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с целью ознакомления рассказом как видом повествования.

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Что такое рассказ?»

ознакомление с рассказом как видом повествования;

развитие устной и письменной речи, аналитических способностей уч-ся

воспитание бережного отношения к языку.

дать понятие о рассказе как виде повествования; научить отличать от других повествовательных текстов;

показать особенности строения рассказа, научить выделять его структурные части;

подготовить к созданию собственных рассказов

1 Знакомство с темой. Определение задач, которые необходимо выполнить на уроке.

( презентация к уроку: СЛАЙД 1 )

2 Вспомните типы речи. Как их различать?

Составление схемы по ходу ответов. СЛАЙД 2

3 Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста — повествования, описания, рассуждения — вы могли бы отразить на одном снимке? Почему?

— В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему?

— Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?

— Формирование новых понятий и способов действий

1 Тема нашего урока — рассказ. Разновидностью какого типа речи он является?

2 В окружающем мире, в нашей жизни немало интересного. Умеем ли мы об этом рассказывать? Хватает ли нам для этого наших знаний?

Как-то на уроке учитель попросил пятиклассников вспомнить, что интересного происходило в школе или дома. Первым стал рассказывать Вася:

— Меня зовут Вася. Мне 10 лет. Я учусь в 5 классе. У нас очень дружный класс. У меня есть собака, я её очень люблю.

Попробовали другие, получилось примерно то же самое. Учителю ответы не понравились:

— Как-то вы все одинаково рассказываете. Да и не рассказы это вовсе. СЛАЙД 4

3 Почему ответ Васи не является рассказом? Что можно считать рассказом?

— Сравните ваши выводы с определением на экране. Какое слово в определении является ключевым? (слово «случай») СЛАЙД 5

4 А что такое случай? Попробуем объяснить это после чтения стихотворения. СЛАЙД 6

— Найдите строчки, где говорится о разных случаях.

— Допишите предложение: Случай — это.

5 Подбор и запись в тетрадях синонимов и эпитетов к слову СЛУЧАЙ

6 Составление предложений с использованием схем. СЛАЙД 8

— Что показывают приведенные схемы? (как можно начинать рассказ)

— Используя схемы, составить предложения, которые бы могли быть началом рассказа.

Например: «То, о чем я собираюсь рассказать, приключилось со мной прошлым летом». «Со мной произошло нечто важное, о чем мне хочется вам поведать».

7 Что еще необходимо знать, чтобы уметь составлять хорошие рассказы? Найдите ответы на экране. СЛАЙД 9

( для чего и кому рассказываешь, в какой последовательности)

8 СЛАЙД 10 : знакомство с композицией рассказа.

— Попробуйте строение рассказа представить в виде схемы.

9 Представьте себе, что у вас в руках чудесный конструктор. Изобразим постройку, которая бы соответствовала построению рассказа. Это поможет лучше представить структуру рассказа, место каждой его части в тексте. В основании постройки лежит случай, верхушка — кульминация. СЛАЙД 11

Дома вы можете изобразить и другие постройки, наглядно изображающие части рассказа.

— Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях

10 Работа с текстом. см КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ

Анализ рассказа Гуттуева «Этот простой русский язык»

— Действительно ли текст является рассказом? Обоснуйте свое мнение.

— Выделите структурные части рассказа.

— Где выражена основная мысль рассказа?

— Если бы не было вступления и заключения, легко ли было бы понять основную мысль рассказа?

11 Научились ли мы отличать рассказ от других повествовательных текстов?

Сравните два сочинения пятиклассников на тему «Первый раз на ёлке». Получились ли у них рассказы?

СЛАЙД 12 : Рассказ Тани.

— Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила то, что было на ёлке? Интересно ли вам было слушать это сочинение?

(это не рассказ, ни о каком случае не говорится)

СЛАЙД 13 : Рассказ Оли (Первый раз на ёлке)

— Можно ли считать, что Оля повествует о случае?

— Выделите случай, который лежит в основе рассказа.

— Можно ли считать этот случай необычным? Часто ли бывает такое?

— Было ли смешно. когда читали рассказ?

— Достаточно ли полно раскрыто главное событие?

— Назовите структурные части рассказа.

12 Творческая работа. СЛАЙД 13

— Рассмотрите рисунки. Какой случай на них изображен?

— Составьте по ним рассказ.

-,Выделите структурные части рассказа.

— Итог урока. Рефлексия.

— Смогли ли мы на уроке выполнить задачи, которые поставили в начале занятия? Обоснуйте свое мнение.

Д/З: 1 . Составить рассказ на тему «Как я однажды…»

Подумайте, о каком случае вы расскажете?

С чего начнете рассказ, как будет развиваться действие, чем все окончится?

2 . Попробуйте изобразить композицию рассказа в виде какого-нибудь архитектурного сооружения (вспомни пример с урока)

Предварительный просмотр:

Карточки для работы на уроке по теме «Рассказ »

Этот простой русский язык

Никите казалось, что русский язык учить очень легко: ведь он такой простой. Да и кто не знает русского языка, разве что маленькие дети?!

Но однажды на уроке литературы с ним произошел случай, который заставил его задуматься.

Учительница попросила его прочитать басню «Ворона и лисица». Никита быстро, почти бегом , вышел к доске. Встал руки по швам и начал:

— «Ворона и лисица»!

Получилось с хрипотцой, видно, от волнения. Пришлось повторить:

— «Ворона и лисица».

— Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

На ель ворона взгромоздясь…

Слово было трудное. Он это « взгромоздясь » повторил дома, наверное, раз двести. Но здесь получилось хорошо. Никита читал выразительно, менял голос:

— Какие перышки, какой носок!

И верно…И верно…И верно…

Вот досада. Никиту прямо в жар бросило. В классе начали шушукаться. Учительница ждала.

— Какие перышки, какой носок!

И верно… И верно…

Никита опять замолчал. Какой же это голосок у неё должен быть?

— Английский, — подсказал кто-то.

— И верно, английский…

По классу пролетел смех.

— Немецкий! – подсказали опять.

— И верно, немецкий…- уже почти шёпотом повторил Никита.

Тут уж класс так и взорвался от смеха. Не смеялась только учительница.

— И верно, ангельский быть должен голосок, — поправила она.

Никита не знал, какую отметку поставила ему учительница. Да разве в этом дело? Ему от стыда хотелось провалиться. Будь он неладен , этот «ангельский голосок». И почему он дома не спросил, что это за слово «ангельский»?

Однако Никита кое-что понял. Понял, что этот русский язык совсем не так прост. Его изучай да изучай. Недаром же говорят, что русский язык как море – безбрежный да глубокий.

Вопросы и задания.

1 Как вы понимаете значение слова «ангельский»?

2 Действительно ли текст является рассказом? Обоснуйте свое мнение.

3 Выделите структурные части рассказа.

4 Где выражается основная мысль рассказа?

5 Если бы не было вступления и заключения, легко ли было бы понять основную мысль рассказа?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Что произошло хоть раз» или что такое рассказ? (начало презентации)

Типы речи повествование – последовательно перечисляются действия: что было вначале , потом , затем … и наконец (к нему ставится вопрос что произошло? ) о писание – изображается (описывается) какой-либо предмет: природа, люди и т.д. (к нему ставится вопрос какой? ) рассуждение – что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления (ставится вопрос почему? )

Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста – повествования, описания, рассуждения – вы могли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему? Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?

Подумайте, почему ответ Васи не является рассказом. А что можно считать рассказом? В окружающем мире, в нашей жизни происходит немало интересного. Однажды на уроке пятиклассников попросили рассказать, что интересного происходило с ними дома или в школе. Первым начал отвечать Вася. Меня зовут Вася. Мне десять лет. Я учусь в 5 классе. У нас очень дружный класс. У меня есть собака, я ее очень люблю. Почти то же самое получилось и у других . Учителю ответы не понравились: -Вы все одинаково рассказываете. Да и не рассказы это вовсе.

Рассказ – это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что произошло. Отличайте рассказ от других повествовательных текстов: не любое перечисление действий является рассказом. В основе рассказа лежит случай.

1 Найдите строчки, где говорится о разных случаях . 2 Допишите предложение: Случай – это …

Случай Синонимы История Происшествие Эпизод Событие Эпитеты Обыкновенный Необычный Смешной Забавный Интересный Волнующий

Что показывают приведенные схемы? Используя их, составьте и запишите предложения, которые могли бы быть началом рассказа. случилось Однажды было произошло приключилось рассказать О случае поведать можно повествовать живописать

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Что произошло хоть раз» или что такое рассказ ? (продолжение презентации)

При составлении рассказа надо знать -не только что скажешь, но и — для чего и кому ты будешь рассказывать ( от адресата зависит , каким будет рассказ: коротким или подробным, серьёзным или шутливым…) -в какой последовательности изложишь события ( как построишь рассказ). В основе рассказа лежит событие, поэтому в построении его различают части, связанные с развитием этого события.

Построение (композиция) рассказа 1 Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие. 2 Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия. 3 Развязка – результат развития события, его заключительный момент. В рассказе могут быть вступление и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать . В заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти. Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке. Попробуйте изобразить строение рассказа в виде схемы.

Представьте себе, что у вас в руках чудесный конструктор, из него можно построить всевозможные фантастические постройки. Изобразим построение рассказа в виде архитектурного сооружения: это поможет более наглядно представить его структурные части.

Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила действия? Является ли её высказывание рассказом?

Можно ли считать, что Оля повествует о случае? Выделите случай, который лежит в основе рассказа. Достаточно ли полно раскрыто событие? Как построен рассказ? Соразмерны ли части рассказа?

Рассмотрите рисунки, составьте по ним рассказ. Какой случай лежит в основе вашего сочинения? Какие структурные части можно выделить в получившемся рассказе ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача данного мероприятия — через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека.

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц.

Тема урока: « А счастье было так возможно, так близко. Онегин и Татьяна» Тип урока: урок — исследование Технология: развивающее обучение Цели: развитие познавательной активности учащихся на основ.

разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда «Мальчик — звезда».

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего.

разработка открытого урока.

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает сильный эмоциональный отклик, радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен.

Цели:

  • познакомить учащихся с основными частями рассказа;
  • на основе материала к сочинению закрепить изученное о глаголе (вид, время),
  • повторить особенности оформления прямой речи и диалога;
  • закрепить знания о повествовании как одном из типов текста;
  • развивать устную и письменную речь учащихся.
  • 1. Организационный момент. Слово учителя.

    — Цель нашего сегодняшнего урока вспомнить, чем отличается текст-повествование, попробовать создать свой текст по сюжетным картинкам. Попутно мы повторим то, что уже знаем о глаголе.

    2. Работа над теоретическими понятиями. Знакомство с рассказом, как одним из видов повествования.

    Рассказ — это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.

    — Какие части выделяют в рассказе?

    Завязка – событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий;

    Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа;

    Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.

    — Вспомним рассказ И. С. Тургенева “Муму”. Где в нём завязка, кульминация, развязка?

    3. Работа с упр. 623, стр. 233. работаем по вопросам упражнения.

    — В каком времени мы будем ставить глаголы, рассказывая эту историю?

    4. Поставьте глаголы в прошедшее время, определите вид.

    Решить повесить на стену –

    Ударить по голове –

    Схватиться за голову –

    Попасть молотком по пальцу –

    Заплакать от боли –

    5. Введение диалога или прямой речи в текст. Повторение п. 47, 48, с. 93, 96.

    — Запишите предложения (или расстановка знаков препинания по уже готовому тексту). Папа сказал: “Давайте повесим портрет на стену”

    “Это здорово”, — ответила мама.

    “Сейчас я принесу лестницу и молоток”, — сказал отец.

    “Можно я буду вам помогать?” — спросил сын.

    — Переделать записанные предложения в диалог, запишите.

    6. Работа с упр. 624.

    Жест – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее жест.

    Мимика – движение мышц лица выражающее внутреннее душевное состояние.

    — Попробуйте подобрать словосочетания, передающие мимику, жесты героев.

    Дополнительная лексика, выражающая жесты и мимику.

    Схватился за голову, всплеснула руками, довольно улыбался, лицо сморщилось от боли, нежно гладила по голове, показывала рукой на портрет, горько заплакал, испуганно смотрел на отца.

    8. Попробуйте составить рассказ и рассказать его устно.

    Домашнее задание: написать рассказ по картинкам.

    Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Тема урока: Развитие речи. Классная работа. Написание рассказа. Особенности жанра.

    ЦЕЛЬ: Знать: — особенности композиции рассказа Уметь: -составлять рассказ

    Основные признаки текста В тексте предложения связаны по смыслу. Все предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. У текста есть название. Текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка.

    РАССКАЗ Одно событие Один или два героя Повествование Художественный жанр Прозаический Завязка Событие Развязка

    Задание 1 «РАЗВЕДКА ЗНАНИЙ» Задание: Найдите элементы композиции. Пришла весна. Растаяли сугробы. Ваня и Вова взяли дощечки и сделали лодочку. Пустили они лодочку по воде. Лодочка поплыла, а ребята побежали за ней. Кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали. И пришлось им целый день сидеть дома.

    Задание 2: «Редактирование» Восстанови текст в соответствии с требованиями к композиции рассказа. Придумай заголовок. Пришлось мне стоять в углу, чтоб больше не радовался двойкам. Пришел домой и решил, что надо притвориться весёлым, чтоб родители не подумали, что у меня неприятности. Стал я песни петь весёлые. Папа подумал, что я радуюсь, потому что пятёрку получил, и попросил дневник, чтоб порадоваться вместе со мной. Смотрит, а в дневнике двойка. Однажды, когда я учился в 5 классе, получил я двойку по русскому языку.

    «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» Докажи, что это рассказ. Двойка. Однажды, когда я учился в 5 классе, получил я двойку по русскому языку. Пришел домой и решил, что надо притвориться весёлым, чтоб родители не подумали, что у меня неприятности. Стал я песни петь весёлые. Папа подумал, что я радуюсь, потому что пятёрку получил, и попросил дневник, чтоб порадоваться вместе со мной. Смотрит, а в дневнике двойка. Пришлось мне стоять в углу, чтоб больше не радовался двойкам.


    Статьи по теме