Нарушение Эмоциональной Сферы Презентация

Содержание

Нарушение Эмоциональной Сферы Презентация.rar
Закачек 2963
Средняя скорость 1730 Kb/s
Скачать

Нарушение Эмоциональной Сферы Презентация

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

» Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ СРЕДНЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении. Эмоционально-волевая сфера — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

Основные внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы Быстрое психическое утомление. Ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств. Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению. Агрессивность. Может проявляться в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. А также агрессия может быть направлена на самого себя, ребенок может причинять боль себе. Он становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

Отсутствие эмпатии. (Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать). При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития. Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.

Низкая мотивация к успеху. Ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени. Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых

Чрезмерная импульсивность ребёнка. Выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п. Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные эмоциональные состояния: радость, забота, жалость, зависть, равнодушие и т.д. Очевидно ли богатство внутреннего мира родителей ребёнку, видит ли родитель эмоциональные состояния своего малыша, умеет ли ему объяснить их, помочь пережить справиться либо оберегает от любых печалей – всё это имеет прямое отношение к эмоциональному развитию ребёнка. Мать, не способная вынести малейшее страдание ребёнка, каждый раз заслоняющая от него своё чадо, лишает малыша полезного огорчения, шанса научиться погоревать, отгоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.

Задачи родителей в развитии эмоциональной сферы ребенка: 1. Признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребёнок имеет право на их проявление (вербальное, телесное); однако нужно вводить определённые правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестрёнку, но ударить её я тебе не разрешаю» 2.Обсуждать случаи, которые произошли с кем – то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы – познавательная ( например: « Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчён? Что он сделал потом?»)

3. Обсуждая с ребёнком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребёнку самому справиться с ним ( « Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку» ) 4. Предлагать ребёнку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные, творческие и др. ( «Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»); часто всё, что требуется ребёнку – это понять охватившее его чувство. Предлагать ребёнку варианты, и пусть он сам выбирает наиболее действенный.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка 1) Перенесённые стрессы. 2) Отставание в интеллектуальном развитии. 3) Недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми. 4) Социально-бытовые причины. 5) Фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста. 6) Ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Диагностика нарушений Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей. методы диагностики: Тест по средствам рисунка. Цветовой тест Люшера. Шкала тревожности Бэка. Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН). Тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна. Для благополучного разрешения данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями. В психологии описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение. Такие методы успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители.

Практические методы коррекции Это методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Таким образом родители в процессе воспитания должны уделять достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера. В будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка. Не смотря на различные методики и техники психологической коррекции, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Презентация на тему: «Дети нарушением эмоционально волевой сферы поведения». Автор: Учитель. Файл: «Дети нарушением эмоционально волевой сферы поведения.pptx». Размер zip-архива: 2982 КБ.

Дети нарушением эмоционально волевой сферы поведения

«Характеристика основных видов нарушений эмоционально — волевой и

поведенческой сферы детей и подростков , воспитанников интернатных учреждений»

ГОАУ школа-интернат №12, г. Свободный

Понять принять помочь

Вот они главные истины эти: Поздно заметили…

Поздно учли… Нет, не рождаются трудными дети – Просто им вовремя не помогли.

Повестка Механизм возникновения нарушений поведения у детей и

подростков с умственной отсталостью Меженова О.А. 2. Характеристика различных форм эмоционально-поведенческих нарушений воспитанников. Сагадеева Р.Н. 3. Практикум: « Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения воспитанников» Чебанова Е.Н.

ПРИТЧА О ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА Мать попросила у мудреца совета, когда

лучше начинать воспитание ребенка. Сколько ему лет? – спросил мудрец. — Пять. — Пять лет! Беги скорее домой! Ты уже на пять лет опоздала.

Механизм возникновения нарушений поведения у детей и подростков с

Кл. руководитель Меженова О.А.

Происхождение нарушенного поведения у детей с умственной отсталостью

(по М.С. Певзнер) связано: с недоразвитием познавательной деятельности (изменения поведения возникают только в той ситуации, которая олигофрену непонятна полностью; с имеющимся грубым недоразвитием всей личности.

Чаще всего механизм формирования девиантного поведения – результат

взаимодействия социально-психических и природно-психических факторов :

Психогенно-травмирующие факторы (по В.Н.Гурьевой): сверхсильные,

острые, внезапные (смерть, убийство); субъективные, сверхзначимые для ребенка (уход из семьи родителя, известие, что родители не родные); психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических стрессовых расстройств); психогенные травмы, связанные с воздействием на внутренние психологические комплексы ребенка; психогенные травмы, сочетающиеся с депревацией; психогенные травмы в период возрастных кризов; психогенные травмы, связанные с неправильным воспитанием; хронические психогенные травмы.

Таким образом, нарушение поведения по своему происхождению

обусловливается интеллектуальной неполноценностью, отклонениями в развитии личности и особенностями её реагирования

Психологическая характеристика воспитанников школы — интерната №12 по

степени тяжести заболевания

Характеристика различных форм эмоционально-поведенческих нарушений

Воспитатель Сагадеева Р.Н.

Типичными формами неконструктивного поведения как правило, являются:

импульсивное ? демонстративное ? протестное ? агрессивное ? недисциплинированное ? конформное ? симптоматическое поведение

Гиперактивность Как правило, таких детей называют «моторчиками», «с

вечным двигателем» или «как на шарнирах», ведь они постоянно в движении, не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают, бегают, их руки без конца что-то трогают, бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но их любопытство — явление сиюминутное, поэтому, как правило, редко улавливают суть.

Причины проявления у детей гиперактивности

: генетическая предрасположенность (наследственность); биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности); социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Комформное поведение

Дети, которым свойственна, повышенная склонность следовать чужому мнению или стилю поведения – конформисты. Они готовы со всем согласиться и подчиниться. Такой стиль поведения формируется тогда, когда ребёнок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль при этом играет авторитарный или гиперопекающий стиль воспитания.

Причины формируются тогда, когда ребенок испытывает недостаток

поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль при этом играет авторитарный или гиперопекающий стиль воспитания.

Демонстративное поведение Качества личности противоположные

конформности — это самостоятельность и независимость. Однако в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному — демонстративному поведению. Признаками такого поведения: стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, вычурность действий и поведения в целом.

Протестное поведение Формы протестного поведения детей: негативизм

Негативизм – такое поведение, когда ребенок не хочет чего-нибудь

сделать только потому, что его об этом попросили. Ребёнок действует не под влиянием своего желания , а скорее вопреки ему. Типичные проявления детского негативизма – это грубость, дерзость, замкнутость, отчуждённость, обидчивость. Пассивный негативизм – молчаливый отказ ребёнка что – либо делать (выполнять требования, поручения).

Упрямство — такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём – либо

не потому, что этого сильно хочет, а потому, что он это потребовал. Причины такого поведения разнообразны: следствие неразрешённого конфликта, например, когда родители, противостоят друг другу без уступок и компромиссов. В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостью.

Строптивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она

безлична, т.е. направлена не столько против взрослого, сколько против норм воспитания и против навязываемого ребёнку образа жизни. Дети с протестным поведением чаще других сверстников инициируют конфликтные ситуации или попадают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримеримого борца», отстаивают её «до победы».

Импульсивное поведение Импульсивное поведение детей, как никакое

другое, вызывает множество нареканий и жалоб. Такое поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

Дети — это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук

Дети — это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук.

Диагностика и критерии оценки Неконструктивного поведения

Педагог-психолог Чебанова Е.Н.

Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей

Испуганно озирается, оглядывается.

Продолжает заниматься своим делом даже после замечания

Нетерпелив, выкрикивает, перебивает.

Претендует на главные роли

Неопрятный внешний вид

Дерётся со сверстниками, кусается.

Беспрекословно следует инструкциям

Спорит, с трудом договаривается, соглашается

Не доводит начатое до конца

Требует к себе постоянного внимания

Не в состоянии поддерживать порядок

Обзывает сверстников, грубит взрослым

Говорит плохо и мало

Ссорится, конфликтует со сверстниками

Склонен к быстрой и частой смене настроения

Кривляется, строит из себя «шута»

1, 7, 13, 19, 25, 31, 37

2, 8, 14, 20, 26, 32, 38

3, 9, 15, 21, 27, 33, 39

4, 10, 16, 22, 28, 34, 40

5, 11, 17, 23, 29, 35, 41

6, 12, 18, 24, 30, 36, 42

Чтобы не ошибиться, целесообразно каждый присущий ребенку тип

неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев: Частота подобного поведения. Длительность его присутствия в поведенческом репертуаре ребенка. Степень тяжести последствий неконструктивного поведения. Ситуационная специфичность такого поведения.

Частота неконструктивного поведения – это то, насколько часто ребенок

прибегает к такому поведению. В каждом конкретном случае частотность может быть разной, поэтому для большей точности и объективности целесообразна следующая градация: Несколько раз в день – 5 баллов Один раз в день – 4 балла Несколько раз в неделю– 3 балла Один раз в неделю – 2 балла Один раз в месяц и реже – 1 балл

Длительность – критерий времени – указывает на то, как давно

неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в репертуаре ребенка: Год и дольше – 5 баллов Полгода – 4 балла Два-три месяца – 3 балла Три-четыре недели – 2 балла Несколько дней– 1 балл

Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние

неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным последствиям это приводит: Снижает продуктивность на занятиях; Появляются негативные качества личности, черты характера; Ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со здоровьем; Не складываются взаимоотношения со сверстниками; Обостряются взаимоотношения со взрослыми.

Ситуационная специфичность – если подобное поведение спровоцировано

конкретной ситуацией, возникает только в определенной обстановке, то это гораздо менее тревожный симптом, чем когда неконструктивное поведение появляется вне зависимости от какой бы то ни было ситуации. В связи с этим варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими: Поведение от ситуации не зависит – 5 баллов. Поведение возникает в нескольких схожих ситуациях – 3 балла. Поведение возникает всегда в одной и той же ситуации – 1 балл.

Эмоциональные расстройства и социопатии составляют две самые большие группы наиболее часто встречающихся нарушений. Эмоциональные расстройства, как уже видно из их названия, характеризуются такими ненормальными эмоциональными состояниями, как тревога, фобия, депрессия, навязчивость, ипохондрия и пр. На практике врач обычно определяет состояние больного в соответствии с той формой, которую принимает эмоциональное расстройство, например состояние фобий или депрессии. Эти состояния обычно называют «неврозами» однако, нам кажется, что при диагностике ребенка лучше отказаться от использования этого термина, так как подобные состояния у детей в очень ограниченных пределах аналогичны невротическим состояниям у взрослых.

Детские эмоции, как и эмоции взрослого человека, напрямую связаны с внутренним миром маленького человечка, его переживаниями и восприятием разных жизненных ситуаций. Наиболее распространенные нарушения эмоциональной сферы у детей – это состояния аффектов, фрустрации, страхи, гипербулия, гипобулия, абулия, навязчивое и копульсивное влечение.

В данной презентации вы найдете подробное описание каждого из этих состояний ребенка.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Эмоциональные расстройства у детей» Подготовила воспитатель ДУУ «Ладушки» Кондрашева Анастасия Андреевна

Эмоциональные расстройства и социопатии составляют две самые большие группы наиболее часто встречающихся нарушений. Эмоциональные расстройства, как уже видно из их названия, характеризуются такими ненормальными эмоциональными состояниями, как тревога, фобия, депрессия, навязчивость, ипохондрия и пр. На практике врач обычно определяет состояние больного в соответствии с той формой, которую принимает эмоциональное расстройство, например состояние фобий или депрессии. Эти состояния обычно называют «неврозами» однако, нам кажется, что при диагностике ребенка лучше отказаться от использования этого термина, так как подобные состояния у детей в очень ограниченных пределах аналогичны невротическим состояниям у взрослых. Эмоциональные расстройства у детей

Детские эмоции, как и эмоции взрослого человека, напрямую связаны с внутренним миром маленького человечка, его переживаниями и восприятием разных жизненных ситуаций. Наиболее распространенные нарушения эмоциональной сферы у детей – это состояния аффектов, фрустрации, страхи, гипербулия , гипобулия , абулия, навязчивое и копульсивное влечение. Давайте попробуем разобраться, в чем их смысл.

Аффект Наиболее распространенное нарушение эмоционального развития – это состояние аффекта, которое возникает, как правило, в стрессовых для малыша ситуациях (изменение режима дня, образа жизни, переезд, ссоры в семье или развод родителей). Аффективные состояния характеризуются кратковременностью и очень бурными проявлениями. Может произойти сбой в работе внутренних органов, потеря контроля над действиями и эмоциями. Все это негативно воздействует на самочувствие крохи.

Фрустрация Эмоциональное состояние любого ребенка зависит от его возраста. На каждом возрастном этапе у детей наблюдаются личностные кризисы. По мере развития у малышей формируются новые потребности, обладающие эмоциональным компонентом. Если по завершению определенного возрастного этапа потребность не удовлетворяется или длительное время подавляется, то ребенок впадает в состояние фрустрации. Это расстройство психоэмоционального характера, означающее непреодолимые сложности на пути к удовлетворению потребностей и желаний. Проявляться фрустрация может в виде агрессии или депрессии. Причинами такого нарушения чаще всего являются недовольство ребенка общением с родителями и сверстниками, дефицит человеческого тепла и ласки, а также неблагополучная ситуация в семье.

Страхи Третье распространенное нарушение психоэмоциональной сферы – страх. Это состояние означает наличие мнимой или реальной угрозы существованию данного человека. Появляться страхи могут у детей практически любого возраста в зависимости от накопленного опыта, уровня самостоятельности, воображения, чувствительности и тревожности. Часто страхи мучают застенчивых и неуверенных в себе детей. Наука выделяет конкретные и символические типы страхов. Конкретные страхи вызваны определенными существами или предметами повседневной жизни (например, собаки, машины или работающий пылесос). Как правило, к трем годам малыши уже спокойно реагируют на большинство раздражителей, особенно если часто с ними сталкиваются. Однако в этом возрасте могут появляться символические страхи, которые имеют неопределенную форму и больше похожи на фантазии. Есть еще страхи, возникающие на основе развитого воображения у детей, — это страхи, связанные с героями сказок, темной пустой комнатой и прочие.

Гипербулия , гипобулия и абулия Гипербулия – это повышенная тяга к чему либо (например, обжорство или игромания ). Гипобулия – наоборот, состояние общего снижения воли и желаний, проявляющееся в отсутствии потребности в общении и тягостным отношением к необходимости поддерживать беседу. Такие детки погружены в свои страдания полностью и попросту не замечают окружающих. Абулия – это синдром резкого снижения воли, самое тяжелое состояние.

Навязчивое и компульсивное влечение Ребенок может кратковременно контролировать свое навязчивое влечение в зависимости от ситуации. Однако при первом же удобном случае он удовлетворит свою потребность, испытав перед этим сильные негативные переживания (например, если человек страдает навязчивым страхом загрязнения, то он обязательно тщательно вымоет руки, когда его никто не будет видеть). Компульсивное влечение – это крайняя степень навязчивого желания, оно сравнимо с инстинктами, которые человек стремится немедленно удовлетворить, даже если за этим последует наказание. Дети с эмоциональными нарушениями часто становятся необщительными, некоммуникабельными, капризными, упрямыми, агрессивными или наоборот глубоко депрессивными.

Коррекция эмоциональных нарушений — важный аспект в воспитании ребенка. Правильно используя психологические методы, можно не только нивелировать нарушения эмоциональной сферы малыша, но и смягчить эмоциональный дискомфорт, развить самостоятельность, бороться с агрессивностью, мнительностью и тревожностью, свойственными нестабильной детской психике. Психологическая коррекция Сегодня все нарушения эмоционально-волевой сферы корректируются с помощью двух подходов: психодинамического и поведенческого. Психодинамический подход призван создать условия, снимающие внешние социальные преграды на пути развертывания внутреннего конфликта. Поведенческий подход помогает ребенку усвоить новые реакции.

Различные эмоционально-волевые нарушения в разной степени поддаются тому или иному методу лечения. Подбирая метод психокоррекции , нужно исходить из специфики конфликта, влияющего на благополучие ребенка. Наиболее распространенными и эффективными считаются игровые методы коррекции, поскольку игра – это естественная форма деятельности малышей. Сюжетно-ролевые игры способствуют исправлению самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основная задача игр-драматизаций также коррекция эмоциональной сферы. Как правило, такие игры построены в форме знакомых ребенку сказок. Ребенок не только подражает персонажу, но и отождествляет его с собой. Особое значение имеют подвижные игры (пятнашки, жмурки), обеспечивающие эмоциональную разрядку и развивающие координацию движений. Популярен сегодня также метод арт-терапии , основанный на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания. Чаще всего этот метод используют для коррекции страхов у детей и подростков.

Библиография 1. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Система коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей с расстройствами развития // «Школа здоровья», №3, 2007 2. Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: Ме­тодическое пособие. — М: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993 — 56 с. 3. Изотова Е.А., Никифоров Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш . учеб. завед . – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 228с. 4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.


Статьи по теме