Эволюция Нервной Системы 7 Класс Презентация

Эволюция Нервной Системы 7 Класс Презентация.rar
Закачек 3862
Средняя скорость 9946 Kb/s
Скачать

Эволюция Нервной Системы 7 Класс Презентация

Презентация «Эволюция нервной системы животных» составлена для проведения уроков биологии в 7 классе. Она содержит иллюстрации о строении нервной системы различных групп животных.

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы.

Презентация «Эволюция пищеварительной системы животных» предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в качестве демонстрационного материала.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 7 классах. Учебный материал разработан на основании программы В.В.Пасечника.

Презентация содержит сведения о типах нервной системы, о строении нервной системы разных классов животных.

Конспект рока с презентацией.

Материал предназначен для изучении зоологии в 7-ом классе.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: «нервная система», «нервная клетка», «раздражимость», «рефлекс»; показать значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных; сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.
  • Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно делать логические выводы.
  • Воспитательные: формировать познавательную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в группе.

Тип урока: Урок формирования знаний — изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Средства обучения: Учебник (параграф 43), презентация «Эволюция Нервной системы» (Приложение1), ЦОР: «Раздражимость амебы и инфузории-туфельки», «Раздражимость гидры», «Сравнение строения головного мозга позвоночных»; схема «Строение головного мозга», карточки с групповыми и индивидуальными заданиями.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Все живые существа способны реагировать на изменение внешней и внутренней среды, что помогает им выжить. Раздражимость и чувствительность — характерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы.

Нервная система — совокупность различных структур нервной ткани, объединяющая и регулирующая деятельность всех органов и систем организма (2-й слайд)

Нервная система состоит из высокодифференцированых клеток, которые способны сигналы внешней среды трансформировать в нервные импульсы и передавать их другим клеткам, которые могут ответить на это раздражение. (3-й слайд).

В классическом виде нервная клетка с нейрон имеет тело с ядром и многочисленные отростки. (4-й слайд).

Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является раздражимость. Этой способностью обладают даже клетки простейших. (5-й слайд).

Например, амебы будут избегать кристалликов поваренной соли, лежащих на дне сосуда.

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных. У гидры они расположены подкожно — мускульными и имеют звездчатую форму. Соединяясь между собой, они образуют нервную сеть. При прикосновении к гидре, в нервных клетках возникает возбуждение, которое распространяясь по всей нервной сети, вызывает сокращение кожно-мускульных клеток.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы, называется рефлексом. (6-й слайд).

Примером рефлекса может служить: захват пищи (пищевой рефлекс), сокращение тела в ответ на прикосновение (защитный рефлекс). Дикообразы, у них просто есть защитный рефлекс: если кто нападает, они поворачиваются спиной и резко прыгают назад. А если учесть, что иглы у них крепятся очень слабо, то и получается иногда печальная картина.

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.(7-й слайд)

Нервная система беспозвоночных животных (8-й слайд)

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов — ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы

У кольчатых червей парные мозговые узлы — ганглии соединяются в окологлоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенным в передней части тела.

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различных частях тела, соединены нервными тяжами.

В классическом виде нервная система позвоночных представлена головным и спинным мозгом (центральная нервная система) и отходящих о т них нервов (периферическая нервная система). (9-й слайд).

Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, который является центром условных рефлексов, средний мозг — центр ориентировочных рефлексов, промежуточный мозг воспринимает сигналы внешней среды и регулирует функции внешних органов, продолговатый мозг регулирует работу жизненно важных систем, мозжечок координирует движения и отвечает за равновесие. Спинной мозг у позвоночных животных представлен трубкой, проходящей над позвоночным столбом в канале, образованном верхними отростками позвонков. (10-й слайд).

Отделы головного мозга:

Передний отдел у высокоразвитых животных образует Большие полушария — наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. (11-й слайд).

Промежуточный мозг участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание. (12-й слайд).

Продолговатый (задний) является продолжением спинного мозга, связан с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, положение тела и др. (13-й слайд)

Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Мозжечок постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений. (14-й слайд).

Средний мозг соединяет передний и задний, является центром ориентировочных рефлексов (например, собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздражителя) на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. (15-й слайд).

3. Обобщение изученного материала. (16 — 20 слайды).

Работа по карточкам.

1 группа. Сравнение нервной системы рыб и земноводных.

Пользуясь рисунком 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226), вставьте пропущенные слова в текст:

Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: . . . . . Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в . мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.

В головном мозге земноводных имеется : отделов, но значительно развития достигает . мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии .

2 группа. Сравнение нервной системы земноводных и пресмыкающихся.

Восстановите соответствие, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226)

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемЕкатерина Картамышева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Эволюция нервной системы. Нервная система, совокупность отдельных нейронов и других структур нервной ткани животных, объединяющая деятельность всех органов.» — Транскрипт:

1 Эволюция нервной системы. Нервная система, совокупность отдельных нейронов и других структур нервной ткани животных, объединяющая деятельность всех органов и систем организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой.

2 Тип простейшие. Тип кишечнополостные Тип плоские черви. Тип круглые черви. Тип кольчатые черви. Тип моллюски. Тип членистоногие. Класс Головохордовые Надкласс Рыбы Класс Земноводные Класс Пресмыкающие Класс Птицы Класс Млекопитающие Эволюция нервной системы

3 Тип простейшие. Амеба Инфузория туфелька Эвглена зеленая Нервная система отсутствует. рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс

4 Тип кишечнополостные. Нервная система сетевидная (диффузная), представляет собой сеть образованную нервными клетками звездчатой формы. Свойственны и незначительные признаки централизации – уплотнение нервных клеток в области подошвы. 1 1 нервная клетка рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс

5 Тип плоские черви. Нервная система состоит из парного мозгового ганглия и идущих от него в заднюю часть тела нервных стволов, соединенных кольцевыми перемычками. Тип нервной системы диффузно – узловой. Передняя часть нервной системы Общий вид нервной системы. рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс

6 Тип круглые черви. Аскарида Нервное кольцо Нервная система образованна окологлоточным нервным кольцом, от которого отходят нервные стволы. рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс

7 Тип кольчатые черви. Нервная система узлового типа. Состоит из парного ганглия, пары окологлоточных нервных стволов, огибающих глотку с боков и соединяющих мозг с брюшной частью нервной системы, которая представлена парой сближенных, а иногда слитых вместе продольных нервных тяжей, на которых в каждом сегменте располагаются парные ганглии. Окологлоточное нервное кольцо Брюшная нервная цепочка Нервный узел рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс

8 Тип моллюски. Нервная система разбросанного узлового типа. Нервная система у примитивных состоит из окологлоточного нервного кольца и 4 продольных нервных ствола, на которых у высших моллюсков формируются несколько пар ганглиев. Нервные узлы Нервные стволы рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс

9 Тип членистоногие. Нервная система состоит из парного «головного мозга»(надглоточный нервный узел), окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. Выделяют три отдела в «головном мозге» передний, самый крупный, связанный с органами зрения, средний – иннервирует антенны (усики)и задний – связан с другими органами чувств. Надглоточный нервный узел Подглоточный нервный узел Брюшная нервная цепочка Нервная система рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс

10 Класс Головохордовые. Нервная система представлена нервной трубкой, лежащей над хордой. Внешне она кажется одинаковой по всей длине, но в ее внутренние строение и функции различия. Зачатки головного мозга включает отделы (передний, промежуточный, средний, продолговатый) Нервная трубка рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс

11 Надкласс Рыбы. Головной мозг представлен передним, промежуточным, средним, продолговатым мозгом и мозжечком. промежуточный имеет эпифиз и гипофиз. У подвижных видов рыб хорошо развит мозжечок Мозжечок координирует работу мускулатуры, координирует движения и сохранения равновесия. Зрительные нервы Головной мозг Передний мозг Средний мозг Мозжечок Продолговатый мозг рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс

12 Класс Земноводные. Увеличивается передний мозг и развиваются два полушария, в его крыше появляются нервные клетки. Спинномозговые нервы образуют плечевое и пояснично-крестцовое сцепления, иннервирующие передние и задние конечности. рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс

13 Класс Пресмыкающие. Головной мозг в целом крупнее, чем у земноводных; укрупнение переднего мозга связано с развитием мозгового свода полушарий и началом развития коры; промежуточный мозг сверху прикрыт полушариями переднего мозга. Эпифиз у гаттерии и некоторых ящериц служит дополнительным фоторецептором. Гипофиз участвует в работе эндокринной системы. Более развит и средний мозг, обрабатывающий зрительную информацию. Мозжечок крупных размеров в связи с подвижным образом жизни, прогрессивно развиваются и органы чувств. рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс

14 Класс Птицы. Головной отдел имеет большие размеры полушарий переднего мозга, зрительные бугры среднего мозга и огромный складчатый мозжечок. Крыша полушарий имеет гладкую поверхность, серое вещество в ней выражено слабо. Зрение в жизни птиц играет большую роль, поэтому велики размеры зрительных бугров среднего мозга. Развитие мозжечка связано со сложным поведением, которое он координирует. От головного мозга отходит 12 пар нервов. Спинной мозг Нервы рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс

15 Класс Млекопитающие. Головной мозг животных велик, особенно полушария переднего мозга, которые сверху покрывают промежуточный и средний мозг. Новая кора больших полушарий служит центром высшей нервной деятельности, координирующим работу других отделов мозга. Кора больших полушарий несет многочисленные борозды, Мозжечок млекопитающих также сравнительно крупный и подразделяется на несколько отделов, промежуточный мозг -невелик, средний мозг — мал. Продолговатый мозг дает начало большинству головных нервов (V-XII пары). Нервные тракты связывают продолговатый мозг со спинным. Парасимпатическая нервная система животных образована черепными нервами продолговатого мозга и спинномозговыми нервами крестцового отдела. Симпатическая нервная система состоит из нервных узлов спинномозговых нервов шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника. рис. отсканированные из учебника М.А.Козлова Биология. Животные 7-8 класс


Статьи по теме